Connect
To Top

Ахтем Сеитаблаев: Волновался в Одессе больше, чем в Каннах

Украинский (и крымско-татарский) режиссер Ахтем Сеитаблаев в этом году поработал плотно: в этом месяце мы смотрели его фильм “Захар Беркут”, который громко заявит миру об Украине. В этом же  месяце украинцы познакомились и с актерской работой Ахтема – фильм “Додому”, который сейчас появился в кинотеатрах. Что стоит за этими фильмами, что Ахтему довелось услышать от коллег и зачем это все вообще – в эксклюзивном интервью.

Вашу роль в фильме “Додому ” высоко оценили в Каннах. А как оценили этот фильм в Одессе? Ведь украинцы впервые его увидели именно на Одесском кинофестивале.

Очень тепло принимали! Когда пошли финальные титры и полный зрительный зал дворца фестиваля аплодировал. Когда десять минут зал стоя аплодирует тебе за твою работу, это очень волнительно, очень мотивирующе, приятно безумно! Много совершенно незнакомых людей подходили потом в течение всего фестиваля и благодарили за роль. Некоторые знакомые, коллеги по профессии говорили: “Ахтем, не обижайся, но наверное это лучшая твоя роль на сегодняшний день”. Это все конечно безумно приятно.

Ну и ответственно конечно, потому что хочется, чтобы каждая новая работа была шагом вперед в профессии. Но будучи достаточно реалистичным человеком, ты понимаешь, что такая актерская удача бывает иногда раз в жизни или в лучшем случае пару раз. Я очень надеюсь и мечтаю, что еще будет такая возможность в жизни в принципе: подобного рода драматургический материал и все те благоприятно сложившиеся обстоятельства – команда, драматурги и встречи, грубо говоря, друг с другом в нужное время в нужном месте…

А в Каннах волновались, наверное, еще больше?

Скажу, что волновался в Одессе на показе гораздо больше, чем в Каннах. Это без лишнего кокетства, какого-то там снобизма. Просто я в Канны прилетел почти под самый показ, двумя самолетами, после трех ночных смен и был настолько уставший, что не было практически сил на переживания. Только ближе к финалу этого фильма я почувствовал волнение, потому что я понимал, что он сейчас закончился и мне волнительно было ожидать реакции зала. А в Одессе меня начало “колбасить” с самого начала!

Почему так?

Да потому что ты понимаешь, что фильм смотрит зритель, который информационно погружен не на все сто процентов… Чего греха таить, в Украине достаточно много людей живет и не знает, что в стране идет война. То есть они знают, но это для них как новости Гватемалы в вечернем выпуске по телевизору, оно все “где-то там”. С другой стороны – достаточное количество людей, которых эта война задела, обожгла, отняла близких, вынудила выехать из дома. И, конечно, они очень чувствительны к любой фальши: и по отображению событий, и по работе актеров, насколько они достоверно существуют на экране, потому что оголены нервы. Даже если он не может с точки зрения профессии оценить работу, то с точки зрения ощущения правды в эмоциях, в рассказе истории это все на каком-то физиологическом уровне. Плюс то, что ты оказываешь фильм на родине – все это меня волновало гораздо больше…

Ахтем Сеитаблаев

Ахтем Сеитаблаев

Какой фильм фаворит среди увиденных на ОМКФ? За кого голосовали?

Понимаете, какая штука. Я внутри этого кинофестиваля был плотно задействован – и мастер-класс, и участие на Кинорынке, где представлял Захара Беркута в качестве режиссера, фильм “Додому” в качестве актера, фильм “Иван Франко” в качестве актера… Потом с замечательной моей коллегой Риммой Зюбиной озвучивали синхонно крымско-татарскую сказку, которая была показана в рамках ОМКФ. Посреди фестиваля я уезжал на съемочный день во Львов. И это все не позволило мне посмотреть большую часть фестивального контента.

Я успел посмотреть по большому счету два фильма – фильм-открытие, французская картина (прим. “La belle époque”), и фильм колумбийского режиссера, как же он назывался господи. Он получил приз на международном конкурсе за лучшую режиссуру (“Монос”, реж. Алехандро Ландес). Конечно, я слышал и о “Дылде”, и о “Паразитах”, и о грузинском фильме, с которым “Додому” разделил гран-при фестиваля. Но, к сожалению, пока не видел…

Почему вы не стали делать премьеру “Захара Беркута” на ОМКФ, а только провели пресс-встречу?

Это не пресс-встреча была, а показ тизера-трейлера и стратегии промоции фильма и его потенциала в рамках Кинорынка. Ну, по той простой причине, что фильм еще не был завершен в производстве! Ну, и потом у фильма есть же запланиованная дата премьеры, 10 октября. И фильм не участвовал в конкурсе. Это абсолютно продуманная часть стратегии продвижения фильма, которая не предполагала показ на ОМКФ.

Режиссеры Ахтем Сеитаблаев и Джон Винн

Режиссеры Ахтем Сеитаблаев и Джон Винн

Сделали ли селфи с Роуз Макгоун и Катрин Денев?

Нет. Не примите это за кокетство или амикошонство, я понимаю насколько они задерганы. Поэтому я восхищался со стороны (смеется).

Кого мечтаете увидеть на ОМКФ из мировых звёзд ?

Очень большой список, ооочень большой! Конечно, и Аль Пачино, и Роберта Де Ниро, Стивена Хоффмана, Кристофера Вальца, Тарантино. Это придает еще одно замечательное звучание Одесскому кинофестивалю – приезд таких звезд. И определенную статусность, и интерес. Как правило из таких встреч на кинофестивалях рождаются новые идеи и совместные проекты. Ну и для обывателя, я имею в виду людей, не работающих на территоири кинопроизводства, но знающих, кто такая Катрин Денев, приезд звезды такого уровня сюда, в Украину, в Одессу, – это подтверждение, собственно говоря, не местечковости фестиваля. А фестиваля открытого и общающегося со всем миром. Это очень много с точки зрения и промоции фестиваля, и его уровня говорит для зрителя.

Чем отличается по атмосфере и организации, прессе, дресс-коду фестиваль в Каннах и в Одессе?

В Каннах дресс-код еще более жесткий, это понятно. Ну и Канны – самый большой кинофестиваль в мире вообще в принципе. Мне сложно судить так глобально об организационной стороне Каннского фестиваля, но я прекрасно понимаю тот объем и тот уровень ответственности, с которым сталкиваются они. Это огромная работа! Ну и потом Каннский кинофестиваль – это фестиваль с огромной уже традицией, наработками, креативом и так далее. Если сравнивать возраст обоих фестивалей, то Одесский еще в подростковом периоде.

Что можете сказать об уровне организации ОМКФ?

Я безумно горд за степень организации, настроение. Какие-то возникающие проблемы решаются во-первых профессионально, во-вторых в добром настроении. Не зря же говорят, что Одесский кинофестиваль (и это подтверждено цифрами) – самый большой по зрительской аудитории в том числе в Восточной Европе. А грамотно распределить эти огромные потоки людей, начиная от вопросов места показов, ивентов и до таких показов, как на Потемкинской лестнице, с живым оркестром и демонстрацией фильма с посадкой зрителей – это же требует огромных организационных усилий. Я бы не стал проводить какие-то параллели и сравнивать, потому что давайте, люди, будем корректны ко всем. Когда Одесский кинофестиваль оживет такой отрезок жизни, как Каннский, уверен, он не станет от того хуже.

Ваш проект “Причина наслідок результат” – о чем он, расскажите

Я категорически против, когда такого рода события называют мастер-классами, но это скорее для удобства видимо. Потому что это скорее такая форма общения со своими коллегами и со зрителями, когда ты делишься каким-то своим личным опытом, как возникает идея, как происходит ее воплощение, начиная от первых тех предложений, и все, что этому сопутствует, и выбор локаций, создание актерского ансамбля, и способ решения. И когда ты слушаешь вопросы тех, кто приходит на такую встречу, ты в чем-то убеждаешься еще раз, подтверждаешь правильность решений.

нариман алиев ахтем сеитаблаев

Или наоборот слышишь какие-то вещи, которые наталкивают тебя на иные мысли. Но они замечательны тем, что ты находишься в непосредственном живом диалоге с людьми, которые пришли. В некотором смысле ты еще и мониторишь интерес как зрителя не работающего в кинопроизводстве, так и твоих коллег к трендам, интересу потенциальному, жанров, манеры, стиля. Наша профессия помимо всего прочего замечательна еще тем, что в ней не существует потока и ты никогда не сможешь сказать себе, что ты знаешь все или ты знаешь достаточно, и больше тебе не нужно.

Вы фестивальный человек? 

Нет. Я не большой любитель в полной мере быть задействованным во всей фестивальной жизни. Я имею в виду вечерние мероприятия. Я достаточно скованно себя чувствую и том. Ну и может быть еще потому, что большую часть жизни я провожу с достаточно немалым количеством людей – и на съемочной площадке, и в театре. поэтому я любой фестиваль в первую очередь рассматриваю как возможность увидеть то. чего я вряд ли увижу в свободном доступе – в прокате или в интернете. В первую очередь сугубо профессиональный интерес. Если есть настроение, то я не то что там бирюк и закрываюсь в номере и никуда не выхожу. Но все больше замечаю, что такого прям позыва прям пойти и до утра вкусить все прелести фестивальной жизни ну практически нет.

Где вы остановились, какой отель выбрали?

Я ничего не выбирал. Я же участник фестиваля, мне предоставили отель в замечательном месте. я всем доволен, хорошие условия, внимательные люди, все абсолютно в комфортной досягаемости.

Ваши любимые места в Одессе?

Нет, я не успевал, какое там. Я не успевал фильмы посмотеть, а вы говорите в любимые места сходить. И на море в том числе тоже не был. Я не особо оригинален – то и Дерибасовская, и улочки Одессы, и мое. Я не большой знаток Одессы как таковой. Но сам город мне нравится очень.

Ахтем Сеитаблаев

Где вы обедаете в Одессе? Например, хотдоги или только рестораны с видом на море?

Я достаточно не привередлив в еде, в основном рыба и овощи. Одесса – одна из кулинарных столиц Украины и то разнообразие яств, которые ты можешь найти на Привозе или в каком-то небольшом заведении домашнего типа. Ты ешь какое-то эксклюзивное блюдо, а оно вкусно как дома. Для меня лично два города в Украине ассоциируются с таким гастрономическим удовольствием – это Львов и Одесса.

То есть для большего удовольствия ресторан с видом на море не обязателен?

Ну если все сочетается, и вкусность кухни, и замечательный вид, то это плюс и бонус. Но в ресторане самое главное это еда. Вы можете сидеть с видом на море, но есть абсолютно отвратительное что-то, не думаю, что вам то понравится. И наоборот – сидеть в достаточно скромном заведении, окей, без вида на море, где-то в глуби города, но и том безумно вкусная еда – вы туда вернетесь, обязательно, потому что за этим туда и шли.

Ваши цели и ожидания от этого ОМКФ?

Прежде всего эмоции! В разных оттенках. Восхищение от замечательно сделанных фильмов, радости за то, что ты непосредственный участник этого события, и огромная мотивация для того чтобы работать в этой профессии

КОММЕНТИРОВАТЬ

ІНТЕРВ'Ю