Connect
To Top

Ирина Татаренко: Фестивалить – это глагол

Главный редактор журнала “Панорама”, гуру интервью, журналист и автор нескольких книг, путешественница, party-girl и просто красивая девушка Ирина Татаренко к тому же еще и заядлый киноман. Ирина не пропускает ни одной светской премьеры фильмов, а о кинофестивалях знает не понаслышке. На одном только Одесском кинофестивале она побывала десять раз и знает о нем абсолютно все. В эксклюзивном интервью, которое проходило под шум дождя на уютном Подоле, Ирина рассказала о главном. Для чего нужно фестивальное кино, чем отличается ОМКФ от Каннского фестиваля, как сделать интервью с мировой звездой и сколько стоит ужин с Леонардо Ди Каприо. И да. Почему на красной дорожке фестиваля так много “рагулей”.

Ир, ты ездишь вот уже десять лет каждое лето на Одесский кинофестиваль. Зачем?

Если я скажу, чтобы посмотреть первоклассное кино, ты все равно не поверишь. Как можно пляжному отдыху в солнечной тусовочной Одессе предпочесть прохладу кинозала? (Смеется.) Именно так я думала, когда впервые попала на ОМКФ в 2010-ом году. Я тогда не поняла: зачем ездить на фестиваль, зачем смотреть все эти фильмы сложные и непонятные. Единственный ответ, который нашла для себя – чтобы взять интервью у звезд мирового кино, которых приглашают организаторы.

А это вообще реально рядовому журналисту получить интервью у мировой звезды на фестивале?

Схема получения интервью плюс-минус одинаковая. Каждый аккредитованный журналист получает список гостей события, и подает запрос на интервью в пресс-службу. А вот получит ли он интервью – это уже лотерея. Ведь чем именитее звезда, тем больше заявок от изданий, среди которых «право первой брачной ночи» логично получат самые авторитетные. Не могут «Огни Буденовска» обогнать американский Vogue. Хотя… никто не отменял счастливый случай и настойчивость журналиста. Знакомая корреспондентка рассказывала, как она караулили актера Виктора Сухорукова во время «Кинотавра» на пляже, а еще одна приятельница дежурила у отеля Елены Яковлевой, когда та приезжала на гастроли в Киев. И у первой, и у второй все сложилось.

По каким причинам обычно звезды могут отказать в интервью?

Есть категория артистов, которые считают, что не нуждаются во внимании прессы, а личную жизнь держат за семью замками. В этом есть рациональное зерно. Недостаток информации подогревает интерес, а с другой стороны– публику можно «перемариновать», когда она и вовсе забудет о звезде. Это если мы говорим об отказе на старте переговоров. А если в процессе – есть «топорные вопросы» и «топорная смелость».

Топорные вопросы – это когда журналист не готов к разговору и задает банальные вопросы о творческих планах, чем раздражает человека. Топорная смелость – взять и на всю толпу спросить у звезды о ее ориентации или «чей Крым», что не всегда оправданно в контексте встречи. На моей памяти после вопросов об ориентации Фредерик Бегбедер и Илья Лагутенко отказались продолжать пресс-конференцию и она попросту закончилась.

Голливудские звезды проще в общении или замороченнее по сравнению с нашими?

Думаю, что тут дело даже не в национальности, а скорее мотивациии опытности, причем, как звезды, так и журналиста. Ведь интервью – это диалог.

Я как-то готовилась к встрече с актрисой Натальей Андрейченко, пересмотрела уйму фильмов и интервью с ней. Вопросы получились «трехэтажными» и замороченными. Уже в процессе интервью я заметила, что мои вопросы длиннее скупых ответов звезды. А потом Наталью и вовсе забрали на съемочную площадку. В общем, интервью не удалось. Выхожу из павильона ни с чем, и вдруг мне звонит ее менеджер и сообщает, что Наталья будет ждать меня в отеле и готова закончить интервью. Приезжаю, а она улыбается и говорит: «Ты сперва мне так не понравилась! Пришел ко мне «ум на тонких ножках» и что-то хочет». (Смеется.) И вот это наше интервью продлилось до четырех утра, у меня получился отличный эксклюзив! С тех пор я стараюсь вопросы помещать в одну строчку, даже если очень хочется «а поговорить».

Сложно сделать селфи во время фестиваля? Например, с Катрин Денев?

Селфи – вопрос твоей удачливости и наглости. Задать вопросы Катрин Денев, когда она была главной гостьей фестиваля, и доступ к ней был практически закрыт, мне удалось в курилке. Получить ответы у Вадима Перельмана удалось, когда он перемещался с вечеринки на вечеринку фестиваля. Но селфи ни с Денев, ни с Перельманом у меня нет. Ну и потом селфи с суперзвездой – это, конечно, тысяча лайков в твоем аккаунте, но через день оно потеряется в ленте новостей. А вот получить классный ответ – дорогого стоит. Мне очень запомнился ответ Ренаты Литвиновой на вопрос про любовь: «Я не верю в любовь, я верю в проявления любви». Красиво же! Или той же Натальи Андрейченко, которая сказала: «Ум насилует душу, чаще прислушивайся к своей душе, детка».

катрин денев

А на других кинофестивалях ты бывала?

Да, я несколько раз была на Каннском кинофестивале. Это настоящий праздник кино! В прошлом году я смогла посетить премьеру «Однажды в Голливуде» Тарантино. Когда на утренней пресс-встрече появился Леонардо ДиКаприо в элегантном синем костюме, толпа из взрослых кинокритиков, умудренных сединами, и нарядных журналисток просто взвыла! Даже не знаю, что было ценнее – попасть на брифинг со звездами первой величины или слиться с толпой людей влюбленных в кино и профессию, у которых подгибаются коленки при виде кумира детства. За встречу с которым, не киношники и не журналисты готовы выложить на «черном кинорынке» до 13 тысяч евро. Кстати, именно из-за перепродаж пригасительных частным лицам в Каннах в прошлом году разгорелся нешуточный скандал.

Чем отличается ОМКФ от Каннского кинофестиваля?

Масштабом. Каннский кинофестиваль – это мировой бренд с историей в 73 года, и одно из главных ежегодных кинособытий планеты. Он более закрытый, менее нуждается во внимании журналистов стран с небольшим кинорынком, к которым относится Украина. Одесский кинофестиваль – молодой, но амбициозный. На мой взгляд – главное культурное событие Украины. За умеренную стоимость абонемента у вас есть возможность посмотреть лучшее современное кино, принять участие в определении победителя фестиваля, попасть на творческие встречи со звездами мирового кино. Не в пример Каннам, где абонемент на показы на три дня обойдется в 400 евро, в эту стоимость не входят закрытые показы и творческие встречи. Этим надо пользоваться!

Какие платья, к слову, нужно брать на ОМКФ? Можно ли ограничиться одним МЧП (маленьким черным платьем) на все мероприятия?

Зависит от того, собираетесь ли вы выходить на красную дорожку церемонии открытия и закрытия фестиваля, светские мероприятия, которые проходят в рамках кинофестиваля, или ограничитесь посещением афтерпати, которые каждый вечер проходят в одном из клубов города. Красная дорожка предполагает black-tie, тут точно не получится ограничиться одним МЧП. Выход на дорожку – испытание. Она может обернуться сотнями лайков и фотографиями в подборках «самых стильных», а может сделать рейтинг на «рагулях» (прим.ред: сайт, который специализируется на критике безвкусно одетых светских персон).

Монро

Монро на дорожке ОМКФ и главный редактор журнала “Панорама” Ирина Татаренко

Вооот, про ragu.li и прочие СМИ, которые выпускают целые фотогалереи худших нарядов ОМКФ. Почему же так много одетых не по дресс-коду на красной дорожке ОМКФ?

«Рагули» есть и в Каннах! Вспомни Лену Ленину с «домом» на голове и большинство «голых платьев» на супермоделях. Дело в том, что и в Каннах, и в Одессе на входе на красную дорожку стоят обычные охранники, а для них платье в пол – это платье, которое закрывает щиколотки. Неважно, что владелица взяла наряд на прокат в отделе маскарадных костюмов.

Окей, с тусовками и работой понятно. Давай о главном: о кино. Есть такие фестивальные фильмы, которые тебя вдохновили?

Вот сейчас меня будет сложно остановить, потому что львиную долю моей условной «десятки the best» составляют фильмы, увиденные на ОМКФ – «Объятия змеи», «Ангелы революции», «Лобстер». Бонус фестиваля – возможность коллективно пережить впечатления от фильма в компании киноманов. Ахнуть вместе с переполненным залом на «Неоновом демоне» Рефна, когда героиня роняет… глаз. Аплодировать хитрым выходкам героев «Паразитов» Пон Чжон Хо. Тесниться на приставных стульчиках и ступеньках, чтобы в зале смогли разместиться все поклонники Андерсона на «Королевстве полной луны», или мокнуть в длинной очереди, чтобы попасть на сеанс «Римских каникул» Аллена. Или коллективно всплакнуть на… Впрочем, я могу всплакнуть и на «Терминаторе». (Смеется.)

Скажи, зачем эти фильмы смотреть вообще? Фестивальные фильмы – часто очень тяжелые.

Фестивальные фильмы – так или иначе и есть современное искусство. Они действительно непростые. Редко берут тебя в оборот с первой минуты, а порой даже с 30-ой не цепляют, чтобы потом на долго засесть в памяти и всплыть в какой-то ответственной жизненной ситуации или даже влиять на твои жизненные решения, ценности, приоритеты.

Так а зачем тогда это смотреть?

Фестивальное кино дает четкий срез социальных и культурных проблем общества в данной стране на данный момент. Появляется возможность составить свою картину мира, оценить и понять насколько эти проблемы знакомы и актуальны тебе. Грузинский фильм-победитель прошлого года на ОМКФ «А потом мы танцевали» Левана Акина поднимает проблему восприятия в патриархальной Грузии ЛГБТ-сообщества. Эта проблема близка Украине. Картина «Иней»Шарунаса Бартаса, на мой взгляд, близко подходит к абсурдности восприятия войны типичным обывателем, его неспособностью понять масштаб трагедии и степень опасности. Хотя, большинство фильмов фестиваля посвящены темам более близким и знакомым каждому – поиски себя, своего места в жизни, любви.

А потом мы танцевали – трейлер

А ты помнишь первый фестивальный фильм?

Чтобы с катарсисом и генезисом, и все равно ничего непонятно – это была «Трансильвания» Тони Гатлифа, посмотренная на спор. Было сложно. А потом мне кто-то дал диск с фильмами Киры Муратовой и это оказалось еще сложнее. Я ничего не поняла, кроме монологов Ренаты Литвиновой, на которые можно смотреть бесконечно и совсем необязательно вникать, и тем более понимать. (Смеется.)

Уже когда я начала осознанно посещать кинофестивали, мне все равно не раз хотелось уйти, даже с фильмов-шедевров, обласканных критиками и одаренных призами разных киносообществ. Пыталась сбежать с фильма «Счастье мое» Лозницы, призера фестиваля «Молодость». Но у меня было запланировано интервью с исполнительницей роли в фильме, и мою попытку побега прямо у выхода пресекла организатор встречи. (Смеется.) Оскароносный фильм «Любовь» Ханеке я досматривала, потупив глаза в пол, закрыв уши руками. Сбежать было некуда – шел сильный ливень. Это хорошие фильмы, но для меня они оказались тяжелыми. Возможно, в некоторых героях я видела себя и свои нелучшие качества. Непросто смотреть на себя неприглядного со стороны, а тем более с экрана.

Что самое сложное на фестивале?

Определиться: ты умный или красивый – выбрать между тусовкой и кино, потому что совместить будет непросто. А если отважитесь на марафон: три-четыре фильма в день, интервью или пресс-конференция, итоги которой надо будет быстренько написать на коленке и отправить в редакцию, чтобы вечером мчаться на афтерпати, то, вероятнее всего, на день пятый-шестой вы превратитесь в зомби из фильма «Мертвые не умирают»Джармуша. (Смеется.) А вообще фестивалить – это, конечно же, глагол. А фестивальщики – неспящие люди с титановой печенью и вместительной картой памяти, которую они потеряли на одной из фестивальных афтерпати.


Лайфхаки для начинающих фестивальщиков

Если вы впервые собираетесь на кинофестиваль, вам пригодятся советы Ирины Татаренко:

  • Даже если ты очень сильно любишь опаздывать и это у тебя в крови, придется стать пунктуальным. На фестивальное кино тебя не пустят ни по какому VIP-пропуску, если ты опоздал более чем на 10 минут на сеанс.
  • Во время фестиваля попкорн не продают в баре, точнее… не покупают. Это считается дурным тоном – есть во время сеанса.
  • Не сильтесь посмотреть больше пяти фильмов за день. Берегите здоровье.
  • Купаться в море, смотреть кино и ходить на вечеринки – не получится! На старте определите приоритеты. Хотя, на всякий пожарный – держите купальник в сумочке.
КОММЕНТИРОВАТЬ

ІНТЕРВ'Ю