Connect
To Top
Сollaborator

Маяк – рецензия

Фильм «Маяк» был представлен ещё весной на Канском кинофестивале, но только сейчас доехал до Украины и был представлен на 3-й Киевской недели критики. Что было известно о фильме до премьеры? Ну, то что он взял приз прессы в рамках программы «Двухнедельник режиссёров» в Каннах, что до «Маяка» режиссер снял только одну полнометражную работу – хоррор «Ведьма», что в главных ролях будут Роберт Паттисон и Уильямм Дефо. Видимо этого было достаточно, чтобы в киевском Кинотеатре «Жовтень» на утреннем сеансе в будний день собрался полный зал.

О чем фильм “Маяк”

Сюжет базируется на реальных событиях. В основу фильма легла история о двух смотрителях маяка, один из которых скончался на месте работы, а второй по этой причине сошёл с ума. Много ли в фильме общего с реальностью, сложно сказать. Фильм сам по себе не собирается казаться реальным. А вот во что именно хотел посвятить зрителей «Маяк», я рассказать не решусь. Уж больно много всего там было. Куча вопросов, и практически никаких ответов. Наверное, в этой загадочности и вся прелесть фильма.

Фильм начинается сменой вахты маяка на отдаленном от цивилизации клочке земли по среди… Моря? Океана? Неважно. Старый и высокомерный герой Уильяма Дефо – Томас и молодой неопытный персонаж Роберта Паттисона – Ефрем прибывают на месячное дежурство. С первых минут Томас, пользуясь тем что он здесь главный – ставит новые правила, наплевав на устав. Он хочет единолично следить за светом на маяке ночью, отдав все дневные обязанности Ефрему. Ефрему это не нравится, но он вынужден слушаться, так как за любую провинность может быть оштрафован. По сюжету мы также можем узнать, что прошлый напарник Томаса погиб, находясь на маяке, и то что Ефрем от чего-то скрывается. Дальше начинаются только вопросы. Чем дальше в лес – тем больше дров, чем ближе к концу – тем менее и менее понятным становится фильм. И это нельзя записать в минус. Режиссер и не пытался рассказать какую-то камерную историю и потерпел фиаско. «Маяк» и есть большой знак вопроса с кучами отсылок до чего только можно.

Фильм сам задает вопросы зрителям посредством диалогов. А что если героев не двое, а один, который сошёл с ума, и придумал себе друга? А что если, Томас – сумасшедший псих, который убил своего прошлого напарника и собирается убить нового? А что там такого интересно на верху маяка, что Томас не пускает туда Ефрема? А что если всё происходящее на экране всё-таки правда, и остров, на котором находятся герои действительно населён русалками и разными морскими духами? И это не мои вопросы к «Маяку», это вопросы «Маяка» ко мне. Мы смотрим фильм глазами героев, не имея никаких подсказок для нахождения какой-либо объективности. Даже о том, сколько прошло времени с момента их высадки на остров мы узнаем от персонажей, и можем ли мы им доверять?  Возможно они оба просто сошли с ума от одиночества на маяке, опять же возможно.

маяк фильм

Отсылки, отсылки, отсылки. Если вы любитель подобного, обязательно смотрите этот фильм – зайдет 100%. Маяк как фаллос, фаллос как мужчина, вот двое мужчин в маяке – всё по Фрейду, балдейте. Прямые цитаты с древнегреческой мифологии тоже присутствуют. Прометей и Протей, которые в своём мире никогда не взаимодействовали, в мире фильма «Маяк» тесно пересекаются. Ну и немного Лавкрафта, куда беж него.

Стоит ли смотреть фильм “Маяк”

«Маяк» очень необычный фильм, необычный хоррор если позволите. Стоит ли его смотреть только из-за его неформальности? Да. Стоит. Картин подобного рода мало. Хороших картин – ещё меньше. «Маяк» как раз очень хорошее кино в своей нише. Эта картина ставит зрителя в неловкое положение, в положение неясности, словно затаскивая его на маяк, на этот проклятый остров. Фильм максимально некомфортный чтобы пытаться его правильно понять или интерпретировать. И как по мне, в этом и есть главная красота «Маяка».

КОМЕНТУВАТИ

РЕЦЕНЗІЇ